Как сделать всё в кадре резким: просто о сложном

Низкая глубина резкости

Глубина резкости – это зона, в которой объект в кадре выглядят резким. На глубину резкости влияют три фактора: размер диафрагмы, фокусное расстояние и расстояние от объектива камеры до объекта съёмки. И хотя низкая глубина резкости позволяет сделать отличные портретные снимки, не стоит слишком увлекаться данным приёмом.

Например, когда вы снимаете на длиннофокусный объектив с небольшим диаметром диафрагмы, а объект съёмки находится на близком расстоянии, глубина резкости может получиться низкой. В результате фокусная точка может сместиться и снимок выйдет нечетким.

Если вы проводите семейную съемку или фотографируете на свадьбе, увеличьте глубину резкости и убедитесь, что фокус стоит на человеке, стоящем впереди всех.

Чтобы увеличить глубину резкости, вы должны научиться настраивать диафрагму вашего фотоаппарата. Это идеальный вариант, поскольку он никак не повлияет на композицию кадра. Отрегулируйте скорость затвора и светочувствительность, чтобы компенсировать изменения, вызванные изменением размера диафрагмы.

Повторим основные советы:

  • Старайтесь держать камеру неподвижно или использовать штатив. Также вы можете облокотиться на что‑нибудь.
  • Настраивайте светочувствительность (ISO) в тех случаях, когда приходится снимать в плохо освещённых помещениях. Чем выше светочувствительность, тем быстрее камера делает снимок.
  • Подберите объектив, который подходит под ваши цели: портретная, пейзажная, спортивная съемка. Разные объективы – разные фото.
  • Меняйте выдержку для спортивной съемки или съёмки движущихся объектов.
  • У ваших снимков всегда должна быть фокусная точка. Если это портретная съемка, установите фокусную точку на глазах модели.
  • Настройте диафрагму для изменения глубины резкости.

Чтобы начать снимать на профессиональном уровне, советуем выбрать курс фотографии на TeachMePlease!

Blurity

Приложение Blurity в отличие от своих конкурентов обладает несколькими особенностями: очень подробным руководством и самодостаточностью. Под самодостаточностью я понимаю способность программы взять на себя тяжелую работу по настройке, если того пожелаете. Если знаете, что делаете, можете получить доступ к продвинутым настройкам, но это совсем необязательно.

После прохождения обучения, можно приступать к обработке. Для этого необходимо поместить красный квадрат на область с сильной размытостью и нажать на кнопку Process. В большинстве случаев на этом всё. Если результаты вас не удовлетворяют, можно переместить квадрат в другую область и попытаться снова. Приложение выполняет свою работу хорошо, ему удалось превратить некоторые размытые фотографии во вполне достойные.

Как видите, минусом являются водяные знаки, которые накладываются на все фотографии, которые вы обрабатываете, используя бесплатную версию приложения. Если вам действительно нравится программа и хотите избавиться от водяных знаков, лицензия будет стоить вам 39$.

  • Плюсы: Легкость в использовании, хорошие результаты обработки, с текстом — хуже.
  • Минусы: На все обработанные фото накладываются водяные знаки. Лицензия стоит 39$.

Улучшаем качество фото с приложением Remini

Редактор Ремини можно найти на платформах App Store и Google Market. Он повышает четкость на размытых снимках, устраняя признаки таких проблем как расфокус и низкая детализация. В результате удается привести к приличному виду фотографии, сделанные на старые камеры и телефоны. По сути, алгоритм дорисовывает недостающие детали.

Принцип работы Remini сводится к «умному» подкручиванию настроек фото. Какие изменения происходят при запуске алгоритма:

  • Повышается четкость картинки.
  • Выкручивается контрастность.
  • Увеличивается насыщенность цветов.
  • Удаляются шумы.
  • Дорисовывается недостающая информация.

Однако в ходе удаления лишних шумов может снизиться детализация. Итоговый эффект очень схож с функцией бьютификации, хорошо известной пользователям китайских смартфонов и программ.

Среди минусов можно отметить:

  • Добавление щетины изображенным на фото людям. Волосы на лице могут появиться даже на гладко выбритых подбородках.
  • Невозможность выбрать людей, лица которых необходимо обработать. Даже если на фото размыло только одного человека, приложение повышает четкость всего снимка сразу. В результате лица людей начинают выглядеть неестественно.
  • Отсутствие функции по стиранию следов обработки с тех мест, где улучшения не нужны.
  • Пользователь не знает заранее, каким будет результат.
  • Обработка фото приложением может затягиваться на долгое время.

Приложение Remini по меркам стран СНГ стоит очень дорого. Покупка Премиум-версии для Айфона будет стоить от 5 до 100 долларов. Приблизительно такие же суммы снимает со своих клиентов Google Play. Однако любой желающий пользователь Андроид может обрабатывать и улучшать качество 5 фото каждый день. Если вы пользуетесь IPhone, то вам предоставляется только по 3 попытки. При этом в процессе придется отсмотреть немало рекламы.

Photo Adjust — делает фотоснимки качественными

Приложение, которое делает фото четким, которое разработано исключительно для iOs — Photo Adjust. Это условно-бесплатный инструмент, бесплатных функций которого хватит для тестирования и начальной обработки не качественных фото. Даже в бесплатной версии алгоритмы показывают достаточно хорошее качество на большинстве вариантов изображений, даже в самых тяжёлых случаях.

Кроме того, что Photo Adjust может делать любое фото чётким, он также улучшает и другие параметры качества картинки, от чего конечный результат становится лучше. Дополнительная полезная функция в алгоритме приложения — добавление света затемнённым участкам.

Также в возможностях программы есть ручное управление параметрами фото, что позволяет профессионалам более точно настроить обработку.

Повышение резкости размытого изображения

В PicsArt вы можете повысить резкость всего изображения, если вас не устраивает его внешний вид, или вы можете повысить резкость только тех частей, которые кажутся особенно размытыми. Вот как вы можете использовать эту опцию:

  1. Откройте PicsArt.
  2. Просмотрите фотографию, резкость которой вы хотите сделать.
  3. Нажмите на Эффекты.
  4. Добавьте эффект резкости.

Применение этого эффекта должно сделать ваше изображение менее размытым. Конечно, как и с любым другим эффектом, вы можете изменить уровень резкости, потому что нет смысла делать изображение слишком резким. В нижней части экрана вы увидите ползунок, с помощью которого вы сможете настроить уровень резкости.

Если вы хотите повысить резкость только одной размытой области на фотографии, вот как это сделать:

  1. Просмотрите фото.
  2. Нажмите на область, которую хотите повысить резкость.
  3. Если он слишком мал для четкости, увеличьте его.
  4. Нажмите на Эффекты.
  5. Добавьте эффект резкости.

Вот и все. Опять же, вы можете настроить уровень резкости. Если вы хотите сделать больше областей резкости, вам придется повторить этот процесс для каждой из них. Невозможно выбрать несколько областей одновременно.

VSCO — позволит улучшить качество снимка

Один из лучших фоторедакторов для телефона. VSCO содержит большой набор инструментов. Вы сможете не только улучшить качество, но и обработать фото, подобрать любой фильтр. Это приложение отлично подойдет блогерам и фотографам.

Программу можно скачать как для Android, так и для iPhone. Все просто:

  1. Заходите в Play Market или AppStore (зависит от марки телефона), вводите название приложение и нажимаете установить;
  2. После установки заходите в само приложение и выбираете раздел инструменты;
  3. Как уже и говорилось, в VSCO большой набор инструментов, из всех вы выбираете «четкость» именно благодаря этой функции можно улучшить качество;
  4. Вы сами регулируете насколько четким вы хотите фото;
  5. Затем нажимаете сохранить, и снимок сохраниться у вас на устройстве или же в самом приложении.

Неправильный фокус

Неправильный фокус – одна из самых частых причин, по которой снимки получаются нерезкими. Фокусная точка снимка должна находиться на глазах вашей модели, но в большинстве случаев фотографы не соблюдают это правило.

Другая причина – перестройка кадра, когда вы направляете камеру на объект, не задав фокус. Как только вы изменяете угол съёмки, фото может получиться нечетким.

Работайте над фокусировкой. Лучший способ установить идеальный фокус – фокусироваться на глазах модели (или любого живого объекта съёмки). Все мы знаем, что зрительный контакт играет важную роль в повседневной жизни, то же правило касается и фотографии.

Lightroom

Ну и последнее приложение для редактирования ваших фотографий. Lightroom — это универсальное приложение для обработки. Наверное, нет людей увлекающихся фотографией, и не знающих об этом полезном приложении, и о его функциях. Например, насыщенность, экспозиция, обрезка, яркость, тени и так далее. Также, если вы думаете, что для вас будет трудно разобраться со всем этим, то спешу вас обрадовать, ведь Lightroom предоставляет специальные руководства, которые помогут разобраться с приложением пошагово, несмотря на то новенький вы в этом деле или же опытный.

Установить приложение можно точно также, как и предыдущие из Google Play или App Stroe. После установки, открываем приложение и загружаем фотографию, которую хотим отредактировать.

Ну и собственно то ради чего мы здесь собрались — это улучшение качества фото. В Lightroom это можно сделать опять же в инструментах с помощью функции «резкость» и «точность», затем регулируем так как нам нужно. И вот наше качественное фото готово.

Правильная фокусировка

Чтобы убедиться, что на снимке резким будет именно тот участок, что вам нужен, можно собственноручно выбрать нужную точку автофокусировки или заблокировать фокус. Это поможет и в случае, когда желательна небольшая глубина резкости. Например, снимая портрет, лучше всего сосредоточить фокус на глазах модели, ведь это основная часть снимка.

При использовании штатива для фотоаппарата в съемке, отлично выручит режим Live view. Увеличив кадр в несколько раз, можно навести фокус на необходимый участок. При использовании такого метода не придется угадывать, где на этот раз будет четкий участок.

Дифракция

Размытие от дифракции не настолько узнаваемо, как предыдущие два типа, но оно так же играет важную роль в фотографии. Дифракция является фундаментальным свойством любых волн, включая световые волны. Когда свет проходит через отверстие, в нашем случае через отверстие диафрагмы ве – световая волна отклоняется от прямолинейного движения и начинает это препятствие огибать. Это очень легко заметить, если понаблюдать за волнами на воде. После успокаивающего созерцания водяных волн станет очевидным и другой немаловажный факт: чем меньше отверстие, через которое проходит волна, тем больше она рассеивается.

Применительно к фотографии это означает, что дифракция света сильнее размывает изображение при сильно закрытых диафрагмах, то есть именно тогда, когда увеличивается глубина резкости.

Физика дифракции выходит за рамки этой статьи, поэтому здесь вам просто важно понять и запомнить, что экстремальное закрытие диафрагмы ведет к потере резкости. В среднем дифракционное размытие начинает становиться заметным с диафрагм f/16 и уже

Почему в среднем? Потому что все зависит в конечном итоге от камеры, вернее ее матрицы.

Технически дифракция присутствует каждый раз, когда свет проходит через отверстие, независимо от его размера. Но дифракционное размытие не имеет большого значения, если оно не распространяется на несколько пикселей. На современных зеркальных и беззеркальных фотокамерах сложно увидеть дифракцию на диафрагмах, более широких, чем f/7,1 (хотя она существует). Воздействие дифракции на снимок минимально до f/11. И только когда вы достигаете особенно малых диафрагм за пределами f/16, дифракция становится серьезной проблемой качества фотоснимка. Взгляните на следующее сравнение (снимок со 100% увеличением), чтобы увидеть эффект дифракции:

Обратите особое внимание на рисунок цветных точек на лице женщины. Но, я все равно обычно снимаю на диафрагмах f/11 и f/16, несмотря на размытие от дифракции

Это две из моих наиболее часто используемых диафрагм для пейзажной фотографии, поскольку преимущество в глубине резкости часто стоит небольшой потери резкости от дифракции. Тем более никто не отменял поднятие резкости при постобработке

Но, я все равно обычно снимаю на диафрагмах f/11 и f/16, несмотря на размытие от дифракции. Это две из моих наиболее часто используемых диафрагм для пейзажной фотографии, поскольку преимущество в глубине резкости часто стоит небольшой потери резкости от дифракции. Тем более никто не отменял поднятие резкости при постобработке.

И чтобы не вдаваться в подробности, мы дадим несколько рекомендаций по установке диафрагмы:

  • На диафрагмах шире, чем f/7,1, не беспокойтесь о дифракции
  • При диафрагмах от f/7,1 до f/10 дифракция видна при увеличении, но совсем чуть-чуть
  • При диафрагмах от f/11 до f/16 отчетливо видна дифракция, но не критично и это не испортит фотографию
  • Не используйте диафрагмы от f/22 или выше, если у вас нет особой причины, такой как макросъемка

Обратите внимание, что эти значения предполагают использование полнокадрового датчика камеры. Разделите диафрагму на свой кропфактор, чтобы найти эквивалентный диапазон для вашей камеры с кропфактором

NIKON D810 + TAMRON 15-30 мм F2,8 ФР 15 мм, ISO 64, 1/60, f/16,0

Наконец, что если вам понадобится диафрагма типа f/22 или даже меньше, чтобы получить достаточную глубину резкости. Стоит ли иметь дело с высоким уровнем дифракции? Не обязательно можно снимать со стеком по фокусу. Другими словами, используйте более резкую диафрагму, например, f/8, и сделайте серию фотографий, сфокусированных на разных местах объекта, затем эти фото объединяются при постобработке (современные графические редакторы позволяют это делать автоматически), чтобы получить максимально четкое изображение. Это работает только тогда, когда ваш объект не движется.

Фото сделано из 11 кадров при помощи стека по фокусу

NIKON Z 7 + NIKKOR Z 24-70 мм f / 4 S ФР70 мм, ISO 64, 1/8, f/11,0

Размываем фон фотографии сразу во время съемки

При фотографировании, как уже было сказано ранее, ведущую роль играет не сам фотоаппарат, а оптика, которая используется в комплекте с ним. Размытие может быть хорошим даже на мыльнице: главное знать, какие принципы помогут этого достичь. Разберем три важнейших правила создания красивого боке — их вполне хватит для того, чтобы получить профессиональную фотографию. 

ГРИП и диафрагма

Глубина резко изображаемого пространства — это термин, знакомый, пожалуй, даже новичкам в фотографии: без понимания этой основы правильная ручная съемка практически невозможна. Глубиной резкости называют все, что в кадре будет резким до объекта и за ним, на котором вы сфокусировались. Эта резкость уменьшается плавно от точки фокусировки — поэтому фон и получается размытым. Вывод: именно ГРИП в первую очередь влияет на то, какой степени размытость на фотографии. Чем ГРИП меньше, тем лучше размытие. 

Глубина резкости в свою очередь зависит от других параметров, среди которых важное место занимает значение диафрагмы. Вспомните картинки объективов: своеобразные “лепестки”, которые могут быть как открытыми, так и закрытыми — это и есть диафрагма

Ее отверстие регулирует количество света, поступающего в оптику. Вы наверняка видели параметр f, которым и обозначается значение диафрагмы. Меньшее число — большее раскрытие, большее число — меньшее раскрытие. Если отверстие открыто несильно и значение диафрагмы высокое, то глубина резкости будет большой. При широко открытой диафрагме ГРИП будет значительно меньше. 

Возьмем простой пример: точка фокусировки — на расстоянии 6.1 метра. Чем меньше f, тем меньше объектов попадет в зону резкости. Если f/1.8, то в зону резкости попадет только то, что находится в полуметре от объекта съемки и в метре за ним, а все остальное будет размыто. При f/16 резкими будут предметы на расстоянии даже 6 метров за точкой фокусировки.

Резюмируем первое правило размытия фона: маленькое значение f и сильно открытая диафрагма позволят вам получить хорошее боке.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние также влияет на то, как будет размыт фон, а также на ГРИП. Проще говоря — это, как и насколько оптика фотоаппарат приближает объект съемки. Если говорить про китовые объективы, то их фокусное расстояние равно 18-55 мм: это значит, что на 18 мм наш объектив охватывает большое пространство, а на 55 мм мы приближаем объект.

Причем здесь глубина резко изображаемого пространства? Она зависит от фокусного расстояния. При одинаковом значении f на большом фокусном расстоянии, глубина резкости будет меньше. Проще говоря: чем сильнее приближает объектив, тем меньше ГРИП — это то, что нужно. 

Второе правило гласит: для того, чтобы хорошо размыть задний план, необходимо использовать длиннофокусные объективы или выдвигать зум объектива на максимальное приближение.

Реальное расстояние

Помимо прочего важно то, какое расстояния до объекта съемки и до фона. Чем объект ближе к объективу — тем меньше глубина резко изображаемого пространства

Чтобы размыть фон, расстояние от фотоаппарата до предмета съемки должно быть многократно меньше, чем расстояние до фона. Например, снимая портрет, хорошее размытие получится при следующих параметрах: от вас до модели около 2-3 метров, а до фона за ней — 10-15. 

Для того, чтобы получить большое фокусное расстояние при выдвинутом объективе на максимум, необходимо отойти назад и тем самым компенсировать приближение объекта зумом. Иначе объект не полностью попадет в кадр. 

Третье правило можно сформулировать так: чем ближе объект съемки к объективу фотоаппарату и чем дальше от него фон, тем сильнее боке.

Итак, для того, чтобы сделать качественное боке, как у профессиональных фотографов, нужно поработать с глубиной резкости, а именно сделать ее небольшой относительно объекта съемки. Для этого следуем трем простым пунктам:

  1. Открыть пошире диафрагму.
  2. Выдвинуть зум на сильное приближение, либо использовать длиннофокусную оптику.
  3. Снимать объект, находясь к нему как можно ближе, но чтобы фон при этом находился от объекта как можно дальше. 

Способ 1: Pho.to

Pho.to можно назвать универсальным онлайн-сервисом, поскольку он позволяет в автоматическом режиме произвести комплексное улучшение фотографии. Сюда входит удаление шума, повышение насыщенности, улучшение цветности и повышение резкости. Вы можете самостоятельно решить, какие из инструментов задействовать.

  1. Оказавшись на главной странице Pho.to, возле надписи «Загрузите фотографию» щелкните по кнопке «С диска».

Откроется окно Проводника, где отыщите снимок, для которого хотите повысить резкость. После его загрузки отмечайте галочками пункты, которые считаете необходимыми. Можно даже прост оставить только «Повышение резкости», а все остальные улучшения отключить.

Переключайтесь между режимами «Результат» и «Исходное фото», чтобы оценить результат повышения резкости.

Если он вас устраивает, кликните по кнопке «Сохранить и поделиться».

Опуститесь вниз по вкладке. Вы можете скопировать ссылку, чтобы при переходе по ней отображался готовый результат, но чаще бывает нужно именно загрузить снимок в локальное хранилище. Для этого отведена специальная кнопка «Скачать».

Ожидайте завершения загрузки и откройте картинку для более детального ознакомления.

СМАЗЫ ИЛИ ШЕВЕЛЕНКА

Шевеленка – это эффект смазывания контуров и форм объектов, который получается в результате движения модели (кот хвостом махнул) либо движения самой камеры (руки фотографа дрожали).

Причины шевеленки:

1. Слишком длинная выдержка – то есть за время, на которое открывается затвор фотоаппарата, камера успевает зафиксировать движение рук либо объект успевает сменить свое местоположение, и на фото видны его начальное и конечное местоположение. 

Считается, что максимальная выдержка, которую можно использовать при съемке с рук, равна 1/ фокусное расстояние объектива. Например, если у вас объектив 50 мм, то максимальная выдержка равняется 1/50 секунды. 

Однако тут нужно еще учитывать сопутствующие факторы: 

  • скорость движения объекта;
  • матрицу фотоаппарата;
  • размер пикселя;
  • светосилу объектива;
  • степень освещенности;
  • удобство хвата в фотокамере;
  • размер объектива;
  • стойку фотографа; 
  • наличие дополнительного упора; 
  • стабилизатор изображения; 
  • состояние и физподготовку фотографа.

2. Отсутствие опоры или штатива – при съемке на длинной выдержке снимать, конечно, можно, но для этого нужно исключить тряску рук в момент нажатия кнопки затвора фотокамеры. Для этого придумали штативы, пульты дистанционного управления и спусковые тросики, которые помогают избежать контакта с фотокамерой в момент съемки. На худой конец опорой может послужить любое дерево, перила, заборы, лавочки и другие устойчивые предметы. 

Если же опоры нет, а снять кадр с выдержкой подлиннее все-таки хочется, то возьмите камеру правой рукой, левой поддерживайте объектив, локти не растопыривайте, займите удобное положение, восстановите дыхание и замрите – двигается только палец! Может, вам и удастся получить кадр без смаза. У фотографов с биатлонной подготовкой иногда получается)))

3. Сильно прикрытая диафрагма – при съемке с закрытой диафрагмой света на матрицу попадает меньше, но удлиняется выдержка, чтобы кадр был достаточно проэкспонирован. 

Если вы хотите снять портрет в темном помещении, приоткройте диафрагму пошире (до значения f 1.2-4.0), добавьте света, поднимите ISО (желательно не более 800), найдите опору, попросите модель не двигаться – в общем, сделайте все, чтобы не удлинять выдержку до критических значений.

4. Быстро движущиеся объекты – если объекты в кадре движутся настолько быстро, что следящий автофокус с этим не справляется, можно их снять двумя способами:

  • С короткой выдержкой – чтобы зафиксировать движение (спортсмены замрут в прыжке, а в фонтане можно будет разглядеть каждую капельку);
  • С проводкой – чтобы подчеркнуть движение (гоночная машинка в кадре будет четкой, а весь фон смажется, передавая ощущение скорости).

Съемка в формате RAW

Снимая в формате RAW, который поддерживает большинство фотоаппаратов, можно не волноваться о некоторых недостатках снимка, так как это дает возможность поправить различные параметры на уровне последующей обработки. Главное – не перестараться, ведь фотографии со слишком большой резкостью получаются не такими привлекательными.

Бывают ситуации, когда единственно верный кадр вышел не таким четким, как хотелось бы. В таком случае можно воспользоваться фоторедактором для исправления небольшой размытости:

  • Можно повысить резкость с помощью программы Photoshop. Для этого необходимо перевести фотографию с фотоаппарата в профиль Lab через вкладку «Изображение» и функцию «Режим». Затем нужно на слое «Яркость» использовать элемент «Контурная резкость», в появившемся окне выставить значения «Величины» на 85%, а «Радиуса» на 1-3. Если получившийся результат вас устраивает, нужно перевести снимок снова в профиль RGB, как в первом шаге, в противном случае нужно изменить настройки;
  • Если снимок был сделан в формате RAW, то при его открытии в программе Photoshop появится окно, в котором можно изменить различные параметры изображения;
  • Также для улучшения четкости подойдет редактор GIMP. Нужно создать 2 копии слоя, после чего поменять режим верхнего на «Объединение зерна». Затем в меню необходимо найти «Высококачественный фильтр» во вкладке «Фильтры» – «Улучшение». В появившемся окне меняйте значение параметра «Стандартное отклонение», пока результат вас не устроит. Последним шагом будет объединение верхнего слоя с предыдущим.

Вы используете слишком открытую диафрагму

От размера диафрагмы зависит глубина резкости, то есть то, какая часть изображения находится в фокусе. И это напрямую влияет на резкость вашей фотографии.

Если вы используете открытую диафрагму, к примеру, f/2.8, глубина резкости будет очень небольшой. Этот эффект усиливается за счёт объективов с более длинным фокусным расстоянием. Поэтому, если вы используете телеобъектив с диафрагмой f/2,8, резкий фокус может быть только на тонкой, как бритва, плоскости изображения. Но если вы используете более закрытую диафрагму, такую как f/11 или f/18, глубина резкости будет больше. То есть большая часть изображения будет чёткой.


На диафрагме f/20 всё становится резким от переднего плана до заднего. Фото: Энн Маккинелл

Выбор оптимальной диафрагмы зависит от типа изображения, которое вы собираетесь снять. Но если вы захотите, чтобы всё в кадре было как можно более резким, попробуйте использовать закрытую диафрагму (в диапазоне между f/11 или f/22).

Обратите внимание, что закрытая диафрагма пропускает меньше света, поэтому для правильной экспозиции вам придется использовать более длинную выдержку. Так что, не забывайте про первую проблему в этом списке!

Подводя итог

Взяв на вооружение всё вышесказанное, вы сможете повысить вероятность получить резкие фотографии

Однако, в любом случае придется приложить усилия, и я настоятельно рекомендую уделять этому должное внимание в процессе съемки

Одна вещь, которую я регулярно делаю при съемке – смотрю на экран камеры, масштабирую и смотрю, всё ли правильно сфокусировано. Я делаю это каждый раз, когда меняю композицию. На всё уходит несколько секунд, но таким образом я всегда уверен, что снимок идеально резкий. Если нет, я сразу же вижу, что нужно отрегулировать фокус, выдержку или еще что-то.

Лучше развить у себя такую привычку, чем приходить домой и осознавать, что все усилия пошли впустую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector