Актерский состав и роли фильма «отцы и дети»
Содержание:
Краткое содержание романа «Отцы и дети»
Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.
Окончив университетское обучение домой к родителям возвращается Аркадий Кирсанов. Вместе с ним приезжает погостить у друга его товарищ по учебе Евгений Базаров. Отец Аркадия Николай Петрович столь рад видеть сына, что с распростертыми объятиями принимает и его друга. Но вскоре выясняется, что резко нигилистические взгляды Базарова вызывают раздражение у брата хозяина дома Павла Петровича Кирсанова – блестящего аристократа и приверженца традиционных устоев. Евгений и старшие Кирсановы регулярно ведут ожесточенные споры на злободневные вопросы. При этом обе стороны остаются глухи к доводам оппонентов, слыша в этих разговорах лишь себя.
В поездке Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Одинцовой. Мужчина, отрицавший любовь как таковую, ловит себя на сердечной привязанности к этой умной и красивой женщине. Аркадий также испытывает симпатию к Анне Сергеевне, на почве влюбленности друзья отдаляются друг от друга. Но вскоре Аркадий влюбляется в сестру Анны Одинцовой Катеньку, отрекается от своих нигилистических взглядов в пользу традиционной и понятной ему жизни и делает девушке предложение любви и сердца.
Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.
Базаров же, успев сразиться на дуэли с Павлом Петровичем, возвращается к родителям и берет на себя обязанности сельского лекаря
По неосторожности он заражается от больного тифом и понимает, что скоро покинет этот мир. Он отправляет к Анне Сергеевне просьбу о свидании, и та приезжает к нему
Евгений понимает, что в душе он большой романтик и ранее отрицал любовь лишь потому, что никогда до той поры не встречался с этим чувством.
После смерти Базарова и старший, и младший Кирсановы счастливо устраивают свою личную жизнь. А за могилой нигилиста ухаживают лишь его престарелые родители.
Сюжет: краткий пересказ
Главным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, и он – нигилист. Это означает, что он отрицает все принятые в обществе порядки и ценности. Евгений подружился с молодым дворянином Аркадием Кирсановым и приехал погостить в его поместье Марьино. Там их встречают отец и дядя Аркадия: Николай Петрович и Павел Петрович.
Они олицетворяют собой все то, что характерно для старшего поколения дворян. Николай Петрович пытается худо-бедно управиться с хозяйством и очень любит своего сына, но его новые идеи находит несколько смущающими. Павел Петрович же – закоренелый аристократ, подражающий европейскому образу жизни и очень ценящий свое социальное положение. Когда появляется молодой Базаров и заявляет в глаза Павлу Петровичу, что все, что ему дорого – ничего не значит, Павел Петрович сразу делает выводы о том, что Евгений – неприятная личность.
Именно между этими двумя героями и будет развиваться наиболее острый конфликт. Николай Петрович и Аркадий скорее являются пассивными людьми: Аркадия просто влечет Базаров и его прогрессивное мышление, а Николай Петрович ни с кем не ищет ссоры и пытается найти взаимопонимание с сыном. Павел Петрович же яро отстаивает перед Базаровым свои ценности, а последний просто посмеивается на старшим поколением.
Вскоре после приезда в Марьино Евгений и Аркадий посещают губернаторский бал, где знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой. Девушка очень красивая и приветлива, поэтому оба молодых человека тут же влюбляются в нее. Однако они не спешат делиться с Анной своими чувствами. Если Аркадий просто застенчив, то у Базарова происходит настоящий духовный кризис.
Всю свою жизнь этот герой отрицал значимость чувств и насмешливо относился к романтике. Но когда он почувствовал, что сам влюбляется в девушку, он пытается совладать со своей любовной привязанностью. Тут стоит отметить, что Евгению уже около 30 лет, но такие сильные чувства он испытал впервые. Не имея никакого опыта романтических взаимоотношений, Базаров не может справиться с разгорающейся внутри него страстью.
Тем временем Аркадий замечает, что его друг влюбился в Анну. Он начинает ревновать, и их отношения с Базаровым постепенно портятся. Тем временем Евгений решается на то, чтобы раскрыть Одинцовой свои чувства, но та отвергает его. Ее пугает накаленная страсть Базарова, ведь все, что она хочет – это спокойно выйти замуж по расчету и продолжить свою тихую и размеренную жизнь.
Отказ больно ранит Евгения. Его отношения с Аркадием все больше дают трещину, а последний увлекается сестрой Анны – скромной Екатериной.
После того, как Базаров вернулся в Марьино, его общение со старшими Кирсановыми становится все более напряженным. Теперь споры между ним и Павлом Петровичем уже далеко не идеологические – им понравилась одна и та же девушка, Фенечка (которая, в свою очередь, имела отношения с Николаем Петровичем). Все заканчивается тем, что Павел вызывает Евгения на дуэль, где получает ранение. Базарову ничего не остается, кроме как покинуть Марьино навсегда.
Он возвращается домой, к стареньким родителям. Во время своей медицинской практики Евгений заражается тифом и вскоре умирает. Перед смертью его навещает Одинцова. Базаров же понимает, что его убеждения ничего не значили. Это подтверждается тем фактом, что убитые горем родители Евгения хоронят сына по религиозным обычаям, хотя тот был неверующим.
Анна Одинцова опять выходит замуж по расчету. Аркадий женится на Екатерине, а Николай Петрович на Фенечке. Семья счастливо живет в Марьино, а Павел Петрович навсегда уезжает за границу.
Несмотря на то, что финал романа кажется счастливым, читатель все равно остается в неизвестности. Буквально через год крепостное право должны отменить, и непонятно, что будет с изнеженными дворянами после того, как они лишатся в поместье рабочей силы.
Актеры и роли киноленты
Актерский состав картины достаточно запоминающийся. В фильме снимались многие талантливые артисты.
Виктор Авдюшко
Талантливый актер с обаятельной, но несколько суровой внешностью прожил всего 50 лет. Все его роли сыграны с профессионализмом и самоотдачей. Кинообраз Базарова — убедительный и живой, не оставляющий зрителя равнодушным.
Виктор Авдюшко — советский актёр театра и кино.
В исполнении Виктора Авдюшко главный герой — человек мыслящий, деятельный, самоуверенный. Артист строит образ Евгения Базарова при помощи скупых, но выразительных средств: глаза отражают состояние души; крупные кисти рук — свидетельство трудолюбия; прямая фигура олицетворяет несгибаемость характера.
На протяжении фильма характер героя меняется (это основная сюжетная линия). Сначала Евгений Базаров — нигилист, с презрением относящийся к культуре, искусству и всему нематериальному миру. Любовь меняет его отношение к жизни.
Николай Сергеев
Известность актеру принесли возрастные роли, одна из которых — в фильме «Отцы и дети». Образ отставного военного доктора, который относится к сыну не только с любовью, но и уважением и даже почитанием, вызывает чувство щемящей жалости, заставляет сопереживать герою.
Николай Сергеев — народный артист РСФСР.
В фильмографии Николая Васильевича Сергеева более 70 киноролей, сыгранных талантливо и достоверно.
Екатерина Корчагина-Александровская
Екатерина Владимировна Александровская — театральная актриса. Роль Арины Власьевны — одна из немногих, сыгранных в кино. Образ проникнут душевностью, мягкостью и любовью. Особенно трогательны последние кадры фильма, где старики-родители, поддерживая друг друга, стоят у могилы сына.
Екатерина Корчагина-Александровская — советская актриса театра.
Эдуард Марцевич
Для гениального артиста роль Аркадия Кирсанова была первой в кино. Молодой дворянин в исполнении Эдуарда Марцевича — человек чувственный, романтичный, уважающий семейные традиции. Аркадий под влиянием Базарова пытается соответствовать новым веяниям и разделять убеждения нигилистов, однако в силу воспитания и мягкого характера остается сентиментальным молодым человеком, любящим отца и дядю.
Эдуард Марцевич — гениальный артист.
Алексей Консовский
Кирсанов-отец в исполнении Консовского — классический дворянин-помещик, привыкший к безбедной и спокойной жизни. Он пытается провести некоторые преобразования в хозяйстве, но безуспешно. Опасаясь сословных предрассудков, он никак не решается жениться на Фенечке, хотя у них подрастает ребенок.
Алексей Консовский — народный артист.
Среди актерских достижений Алексея Консовского — роль Прекрасного принца из всеми любимого советского фильма «Золушка».
Многие зрители оценили чудесный голос артиста — глубокий, бархатный, со множеством оттенков.
Прочий актерский состав
В исполнении следующих актеров второстепенные роли выглядят яркими и запоминающимися:
- Бруно Фрейндлих (Павел Петрович Кирсанов — рафинированный дворянин и утонченный аристократ с четкими взглядами на жизнь общества);
- Изольда Извицкая (Фенечка — милая и кроткая молодая женщина, но всегда готовая отчаянно защищать своего ребенка);
- Алла Ларионова (Анна Сергеевна Одинцова — умная, холодная и надменная красавица с непростой жизненной историей);
- Валентина Буланова (Екатерина — рассудительная и уверенная в себе барышня, что на первый взгляд незаметно);
- Георгий Вицин (Ситников, познакомивший Базарова с Одинцовой);
- Владимир Арсентьев (слуга Прокофьич — роль, которая не стала в фильме проходной).
Режиссеры кинодрамы — Адольф Бергункер и Наталия Рашевская — сняли фильм спустя 100 лет после событий, описанных в романе. При этом каждый кадр выглядит убедительно и достоверно, поэтому зритель полностью погружается в атмосферу того времени.
Тема
В романе «Отцы и дети» раскрывается глобальная проблематика. В первую очередь – это взаимодействие отцов и детей (это может пониматься как напрямую, так и условно, поскольку отцами и детьми понимаются не только члены семьи, но и представители разного поколения).
Смысл романа – не только в том, чтобы показать непонимание в семейных отношениях, но и отобразить конфликт прогрессивного мышления нового поколения и устоявшихся взглядов старого поколения.
В 1850-ые годы жители России еще делились на дворян (передовой класс), простых людей (свободных, но не имеющих дворянского статуса и полагающихся с ним привилегий), а также крестьян (в то время еще не освобождённых). Те, кто имели высокое положение в обществе и считались интеллигенцией, не хотели ничего менять. Получалось, что среди всех российских жителей наибольшую ценность представляли как раз дворяне. Как раз это и критиковал Тургенев в своем произведении: праздная жизнь дворянства никак не помогала обществу развиваться.
Сами же представители этого класса не хотели ничего менять и предпочитали жить в привычном для них мире. Молодому поколению (особенно тем, у кого не было богатства и аристократического образа жизни) же начало казаться, что существующая система устарела и не несет практической пользы. Так оно и было. Но только такое движение, как нигилизм, отрицали все имеющиеся ценности, но, как справедливо подметил Павел Петрович, ничего не предлагало взамен. Получалось, что Базаров отрицал все… просто ради того, чтобы отрицать.
Основная мысль книги состоит в том, чтобы создать для читателя серьезный выбор сразу в нескольких вопросах:
- Что нужно для стабильного развития общества?
- Насколько переоценено дворянство?
- Какими идеями должна руководствоваться прогрессивная молодежь?
- Имеет ли право на существование приверженность старым традициям?
В наше время дворян и крестьян давно уже не существует, но вопросы выбора и прогресса остаются актуальными всегда. Точно также никогда не устареет и конфликт поколений.
Основные проблемы
В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.
Остановимся на них подробнее.
Взаимоотношения между поколениями
Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?
Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.
В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.
Личный выбор каждого человека
Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.
Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).
Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.
Трагедия «лишнего» человека
В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.
Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.
Новая русская интеллигенция
В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.
Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.
Вечные ценности
Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?
И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.
Сюжет[править]
Действие романа происходит незадолго до крестьянской реформы 1861 года.
Василий Перов, 1874. Базаровы-старшие на могиле Евгения
Начинающий лекарь Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино (поместье Николая Петровича, отца последнего) и находятся там несколько недель. Напряженные отношения с хозяином, а особенно с его братом — холёным аристократом Павлом Петровичем, всегда косящим под английского джентльмена — заставляют гостя покинуть село и поехать в губернский город. Аркадий едет с ним. Вместе они проводят время в обществе местных «последователей» Базарова — Ситникова и Кукшиной, а на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой и отправляются к ней в Никольское, где также остаются, увлечённые образованной и умной хозяйкой. А после неудачного объяснения в любви, испугавшего её, молодой нигилист вынужден уехать к своим родителям, простым и консервативным добрякам, которые души в нём не чают. Однако эта забота тяготит его, и он едет с приятелем в Марьино. Нахлынувший на Евгения порыв страсти выливается в поцелуй с Фенечкой. Из-за этого он стреляется на дуэли с неугомонным Павлом Петровичем, ранив того и тотчас же сделав ему перевязку. Аркадий же отправляется в Никольское, где осознаёт собственную любовь к Кате Локтевой. Тем временем и Базаров, разругавшись вдрызг с Кирсановыми, наведывается туда и выкладывает начистоту свои чувства к Одинцовой. Та отвергает его, поскольку «спокойствие превыше всего!» — и бедолага, простившись с другом, возвращается в отчий дом. Живя там, он как-то вскрывает мужика, умершего от тифа, режется и заражается сам, а перед смертью ещё и видится с Анной Сергеевной.
В эпилоге — плохой хороший конец: Аркадий и Катя женятся, как и Николай Петрович с Фенечкой, а брат его покидает Россию.
Персонажи[править]
Евгений Васильевич Базаров (для родителей — Енюша) — главный герой, уникальный типаж русской литературы. Лекарь и нигилист, никого не любит (в начале повествования), исключая родителей и друга, и ничего не ценит, кроме науки. По ходу дела всё-таки влюбился. Обречённая любовь не принесла ему никакого счастья, только вызвала мощный кризис веры, и он уехал в своё родное село, где продолжил заниматься своим ремеслом. Вскрывая умершего тифозного мужика, заражается из-за пореза и позже умирает.
Аркадий Николаевич Кирсанов — недавний кандидат наук в Санкт-Петебургской академии и друг Базарова, сын Николая Петровича от первого брака. Культурен, вежлив и неосознанно защищает свою семью от его нападков (как-никак, родная кровь)
Считал себя его учеником, а того — своим гуру, но понял, что новомодное течение не соответствует его размеренному осторожному характеру. Находясь в Никольском, влюбился в Катю, младшую сестру Одинцовой
В итоге отказавшийся от нигилизма Аркадий женится на ней и становится счастливым семьянином и отцом маленького Коли, а также приводит Марьино в порядок.
Николай Петрович Кирсанов — мягкосердечный и дружелюбный отец Аркадия, вдовец. Ведёт роман с Фенечкой, дочерью покойной экономки, и имеет от неё семимесячного сына Митю. Старается быть хорошим барином и рачительным хозяином; первое у него выходит, а второе, мягко говоря, не очень. Стыдится любви к собственной сожительнице, однако всё же решается узаконить отношения, а заодно и своего бастарда.
Павел Петрович Кирсанов — брат Николая и любимый дядюшка Аркадия и Мити, приверженец либерализма. Тот ещё метросексуал, косящий под английского джентльмена: даже живя в провинции, одевается как во дворце. Ненавидит Базарова и спорит с ним по всякому поводу не хуже брехливого пса. В молодости пережил трагическую любовь к княгине Нелли Р. и не в силах забыть её до сих пор, подсознательно видя в Фенечке. Устраивает дуэль с своим оппонентом, на которой оказывается ранен и излечен с его же помощью. В эпилоге выясняется, что он уехал из России.
Федосья Николаевна (Фенечка) — сожительница и вторая любовь Николая Кирсанова. Простая, добродушная и услужливая девушка, очень любит барина и живёт с ним чуть ли не на равных. Она являлась предметом интереса его брата, ищущего замену своей княгине Р. Позже выходит замуж за любимого и обретает родственную душу в лице Кати.
Митя — внебрачный сын Фенечки и Николая Кирсанова, впоследствии узаконен.
Анна Сергеевна Одинцова — молодая вдова-помещица, образованная, умная и благовоспитанная, не чета какой-то там Кукшиной. Имеет сестру Катю и заботится о ней. Эталонная снежная королева: красива и холодна, как лёд, поскольку ставит спокойствие превыше всего. Проводя много времени с Базаровым, решила проверить себя «на слабо» и сумела очаровать это «чудо волосатое», чему сама оказалась не рада и отвергла его чувства. Впрочем, всё-таки навестила его перед смертью. По словам автора, она вышла замуж за человека под стать себе — такого же «снежного короля».
Екатерина Сергеевна Локтева (Катя) — младшая сестра Одинцовой, практически неприметная в её тени. Такая же хорошая девушка, как и предыдущая героиня: скромная, добрая и непритязательная, но при этом упрямая и самостоятельная. Отлично играет на клавикордах. В отличие от Анны, приняла вполне благосклонно признание Аркадия, влюбившегося в неё, и создала с ним крепкую и любящую семью.
Кукшина, дамочка из разночинцев. Усердно косплеит femme émancipée, а на самом деле бьёт баклуши, да и сама по себе очень нереалистична. И вообще карикатура на гораздо более достойную героиню.
Ситников. Усердно косплеит идейного нигилиста. Неприметной незапоминающейся внешности, что подсвечивается автором.
Конфликт «отцов» и «детей»: что он означает и почему занимает центральное место в романе
Конфликтом называется серьёзное разногласие и столкновение между двумя противоборствующими сторонами. При этом воспринимать его не всегда следует негативно, так как без споров и конфликтов не было бы прогресса.
В контексте романа недопонимания между «отцами» и «детьми» — это дух переломной эпохи. Старое время уходит безвозвратно, но его сторонники не хотят так просто его отпускать. Молодежи же предстоит жить уже в новой реальности, она хочет этого и одновременно боится. Этот конфликт не может быть разрешен и никогда не разрешится, так как мир неуклонно развивается вперед: всегда будут устаревшие и прогрессивные взгляды.
С помощью споров своим героев автор доносит до читателя аргументы разных сторон конфликта. Самому же читателю предстоит сделать выбор и понять, какая позиция ему ближе.
Главные темы
В романе Тургенева четко прослеживаются прогрессивные мысли: протест против насилия и рабства, боль за страдания простых людей, желание равенства.
Центральными темами «Отцов и детей» являются:
- идейные противоречия – «за» и «против» крепостного права;
- взаимоотношения представителей разных поколений внутри одной семьи;
- появление «нового» человека на переломе между двумя эпохами;
- любовь (к родному дому, женщине, близким);
- отношения с окружающей природой и действительностью в целом.
Роман имел особенно острую проблематику для своего времени, хотя многие его темы актуальные для любого человека любого времени.
Сюжет советского фильма «Отцы и дети»
События кинодрамы происходят весной и летом 1859 г., когда в России наступают времена «великих реформ». Общество делится на 2 лагеря: либерального дворянства и демократов-революционеров.
Главный герой — Евгений Базаров, студент-медик, увлекающийся естественными науками. Молодой человек не признает никаких авторитетов, он нигилист, проповедующий современные принципы и идеи.
Вместе с Аркадием Кирсановым, товарищем по студенческой жизни, Базаров приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом и дядей Аркадия. Евгений открыто говорит о своих взглядах, неприемлемых для старшего поколения. Конфликт с дядей, Павлом Петровичем, заканчивается дуэлью.
Во время посещения светских мероприятий молодые люди знакомятся с богатой вдовой — Анной Сергеевной Одинцовой — и влюбляются в нее. Главный герой начинает испытывать чувства, которые сам же высмеивал. Любовь к Анне Сергеевне провоцирует внутриличностный конфликт.
Евгений Базаров является главным героем фильма.
Для красавицы-вдовы чувства Базарова менее ценны, чем ее внутренний покой и комфортная жизнь. Не чувствуя взаимности, Евгений уезжает из имения Одинцовой и отправляется к старикам-родителям.
Аркадий обращает свое внимание на младшую сестру Анны Сергеевны, Екатерину. У них завязываются романтические отношения
Родители Евгения несказанно рады возвращению сына, но жизнь в деревне тяготит его. Базаров занимается медицинской практикой и биологическими опытами. Он помогает отцу и лечит местных крестьян.
При вскрытии трупа больного, умершего от тифа, Евгений заражается смертельной инфекцией и спустя неделю уходит из жизни. Перед смертью он успевает попрощаться с Анной Сергеевной.
Родители остаются наедине с безутешным горем.