Как включить trim для ssd в windows и проверить, включена ли поддержка trim. как включить trim ssd диска на windows 10

Настраиваем SSD под Windows 10

Чтобы твердотельный накопитель прослужил вам максимально долго, имеется несколько способов его оптимизации. Данные советы актуальны для системного диска. Если вы используете SSD для хранения файлов, то большинство вариантов по оптимизации вам не понадобятся.

Способ 1: Отключение гибернации

При гибернации (режиме глубокого сна) информация, которая содержится в оперативной памяти, преобразуется в специальный файл на компьютере, а после отключается питание. Данный режим полезен тем, что пользователь может через некоторое время вернутся и продолжить работу дальше с теми же файлами и программами. Частое использование режима гибернации негативно влияет на SSD диск, ведь использование глубокого сна приводит к частой перезаписи, а она в свою очередь тратит циклы перезаписи диска. Надобность в гибернации отпадает еще и потому, что система на SSD запускается довольно быстро.

  1. Чтобы отключить функцию, нужно зайти в «Командную строку». Для этого найдите значок с лупой на панели задач и в поисковом поле впишите «cmd».

Запустите приложение от имени администратора, выбрав соответствующую опцию в контекстном меню.
Введите в консоли команду:

Выполните клавишей Enter.

Способ 2: Настройка временного хранилища

Операционная система Виндовс всегда сохраняет служебную информацию в специальную папку. Данная функция необходима, но она тоже влияет на цикл перезаписи. Если у вас есть жесткий диск, то нужно перенести директорию «Temp» на него.

  1. Если у вас прикреплён значок «Компьютер» в меню «Пуск», то нажмите на него правой клавишей мыши и перейдите в «Свойства».

    Или найдите «Панель управления» и перейдите по пути «Система и безопасность» — «Система».

Найдите пункт «Дополнительные параметры системы».

В первом разделе найдите кнопку, указанную на скриншоте.

Выделите один из двух параметров.

В поле «Значение переменной» напишите желаемое расположение.

Проделайте то же самое с другим параметром и сохраните изменения.

Способ 3: Настройка файла подкачки

Когда на компьютере недостаточно оперативной памяти, система создаёт на диске файл подкачки, в котором хранится вся необходимая информация, а после попадает в RAM. Одним из самых лучших решений является установка дополнительных планок оперативной памяти, если есть такова возможность, ведь регулярная перезапись изнашивает ССД.

  1. Перейдите по пути «Панель управления» — «Система и безопасность» — «Система» — «Дополнительные параметры системы».
  2. В первой вкладке найдите «Быстродействие» и зайдите в настройки.

Перейдите в дополнительные параметры и выберите «Изменить».

Отключаем первую галочку и редактируем настройки по своему усмотрению.

Вы можете указать диск для создания файла подкачки, а также его размер, или вовсе отключить данную функцию.

Способ 4: Отключение дефрагментации

Дефрагментация необходима для HDD дисков, ведь она увеличивает скорость их работы за счёт записи основных частей файлов рядом друг с другом. Так записывающая головка не будет долго переходить в поиске нужной части. А вот для твердотельных дисков дефрагментация бесполезна и даже вредна, так как уменьшает срок их службы. Виндовс 10 автоматически отключает данную функцию для SSD.

Способ 5: Отключение индексации

Индексация полезна, когда вам нужно найти что-то. Если вы не храните на своём твердотельном диске никакой полезной информации, то индексацию лучше отключить.

  1. Перейдите в «Проводник» через ярлык «Мой компьютер».
  2. Найдите свой ССД диск и в контекстном меню перейдите к «Свойства».

Уберите галочку с «Разрешить индексировать» и примените настройки.

Вот такие основные способы оптимизации SSD вы можете проделать, чтобы продлить срок службы своего накопителя.

Опишите, что у вас не получилось.
Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Нужна ли SSD дефрагментация

Наверное, вы слышали, что она не нужна. Но ведь SSD фрагментируются! Представьте диск объемом 128GiB, на котором занято 100GiB. Оставшееся свободное пространство состоит из блоков, в каждом из которых есть занятые страницы памяти. Это называется фрагментация флэш-памяти.

Вы начали активно записывать данные, заполняя диск. Контроллер, который не убирался в своей квартире, столкнется с необходимостью перемещать данные туда-сюда, выполняя операции «чтение – изменение – запись».

Заметьте, это задача контроллера, а операционная система тут вообще ни при чем! На диаграмме выше сопоставьте логический вид ОС и физический вид SSD. Операционная система видит логические блоки LBA, но при этом понятия не имеет, в каких блоках и страницах NAND хранятся данные!

Хотя контроллер оптимально разложил данные во флэш-памяти, с точки зрения ОС файлы могут быть разбросаны по диску. Это называется фрагментация файловой системы, но она не имеет значения для SSD.

Поэтому твердотельным накопителям не нужна дефрагментация средствами ОС или сторонних программ. Она вынуждает контроллер перемещать данные по диску без насущной необходимости. Теоретически ненужные операции записи снижают срок службы накопителя. Но на практике дефраг делается не так уж и часто, чтобы «убить SSD».

Обязательная ссылка: Почему Windows 8 дефрагментирует ваш SSD, и как этого избежать

Быстрее, больше, мощнее: изменения в техническом пайплайне

Для ремастера мало создать красивую картинку — не менее важно не просесть по производительности по сравнению с Legacy-картами. Это стало возможным благодаря работе наших графических программистов и технических художников, обеспечивших нас современными, соответствующими всем стандартам инструментами для создания окружения

По части кода мы переписали практически весь пайплайн рендеринга (Scriptable Render Pipeline, SRP), и теперь вместо классического рендера материалов (diffuse/normal/specular) у нас используется современный физически корректный рендеринг — PBR (albedo/metallic/normal/smoothness) для более точной передачи физических свойств материалов. Но об этом мы еще расскажем подробнее в будущих статьях.

Кроме того, мы стали применять современный подход тайлов и тримов вместо большого атласа текстур на всю локацию, что позволило нам упростить текстурирование большого массива однотипных объектов, а также сэкономить память на мобильных девайсах. 

Что такое тайлы и тримы?

  • Тайловая текстура (Tile sheet) — однородная текстура, которая может повторяться n-ое количество раз как по горизонтали, так и по вертикали без каких-либо видимых швов;

  • Трим-текстура (Trim sheet) — тот же тайл, но повторяющийся в одном направлении: либо горизонтально, либо вертикально.

Основные ограничения по текстурам, накладываемые памятью лоу-энд девайсов, — это один, максимум два массива из 16 текстур с одинаковым разрешением 512×512px на основную геометрию уровня, которую можно и нужно текстурировать тайлами и тримами. Для HD-пресета мы можем использовать разрешение и 1024×1024px с более прогрессивными алгоритмами компрессии — и это почти не увеличивает потребление памяти, но по факту визуально разница на экранах мобильных устройств невелика. Обычно мы используем по одному массиву текстур на геометрию уровня и для террейна, использующему каждый свои шейдеры для специфических задач. Например, на индустриальных объектах не нужен такой плавный переход между текстурами, как на террейне. Вообще любые плавные бленды сложнее по просчету для GPU, поэтому шейдер террейна мы используем только на природных объектах.

Атлас для карты Canyon Legacy (2048×2048px) Набор из 16 текстур для карты Canyon Remastered (512×512px)

Что касается полигонажа, здесь мы тоже шагнули далеко вперед: теперь для HD-пресета качества в нашем распоряжении до 500 тысяч треугольников, тогда как раньше было максимум 200-300 тысяч.

Моделирование и маппинг основной геометрии уровня

Как только готов набор текстур, можно приступать к моделированию основной геометрии уровня. Для этого мы берем *.obj-файл концепт-болванки (если есть), делаем из него оптимизированное лоу-поли, стараясь сохранить интересный силуэт. При этом следим за объемом, чтобы здание не выглядело слишком плоским и скучным. Где нужно, добавляем дополнительную геометрию с небольшими скосами. Там, где можно обойтись просто тримом — нарезаем геометрию на полоски и мапим уже на них текстуры. Хотя зачастую при использовании технологии тайл- и трим-текстур это и не нужно: модель создается одновременно с текстурированием.

Уже знакомое нам главное здание с карты Valley

Главное на этом этапе — не переусердствовать и не превысить общий полигонаж сцены. Для HD-пресета качества этот предел достигает 500 тысяч треугольников. При этом наши игровые карты по своему наполнению сильно разнятся: где-то хватит и 300-400 тысяч, а где-то может не хватить и этих самых 500. Но мы помним, что ограничения и оптимизация — превыше всего, поэтому ради них порой приходится жертвовать красотой картинки. 

Как правило, для основных зданий на LOD0 у нас выделяется в среднем от одной до пяти тысяч треугольников. Это оригинальный меш детализации, который игрок увидит перед собой вблизи. Последующие LOD оптимизируются в зависимости от дальности расположения камеры. 

В целом полигонаж на уровни детализации определяется следующим образом:

Здесь можно увидеть, как отличаются LOD между собой для здания с карты Powerplant, и исчезают мелкие детали

В HD-пресете у нас используются только LOD0 и LOD1, в LD — LOD3 и LOD2 как базовый меш, в ULD — только LOD3 в качестве базового меша.

Также учитываем, что некоторые здания могут превышать высоту робота в два, а то и в пять раз. Если здание слишком крупное, делим его на модульные конструкции.

Наряду с постройками ведутся работы и по террейну. Базовый меш создается в World Machine или World Creator. Там же генерируются маски для SplatMap RGBA — текстуры, показывающей, где какой тайл прорисовывать на геометрии террейна.

SplatMap для террейна Powerplant. В данном случае в канале R используется трава, G — почва, B — скальная порода, A — песок

Меш, как правило, впоследствии дорабатывается и оптимизируется руками, а SplatMap дорисовывается в Substance Painter или уже непосредственно в Unity с помощью плагина Splat Painter.

Так выглядит террейн с примененной SplatMap и массивом из четырех текстур

Перед выгрузкой *.fbx в Unity мы назначаем цвета вершин на полигоны по ID в соответствии с нашей рабочей таблицей:

В Unity шейдер по цвету определяет, какую из 16 текстур массива использовать. Таким образом, в проекте получается по одному ID материалу на каждый меш. А если нужно использовать разные шейдеры, то просто разделяем этот меш на подобъекты.

Одно из зданий на карте Powerplant: слева старое, справа новое

Как запустить вручную?

Прямой команды trim в привычном для многих в консоли или PowerShell не существует. Отследить использование системой retrim можно по Журналу событий (ищите в логах событие с ИД 258 ). Для собственноручного же запуска оптимизации (к привычной до того дефрагментации процесс слабо относится) диска есть вариант командлета из среды PowerShell (с флагом ReTrim). Он оптимизирует раздел, используя процесс дефрагментации, собственно TRIM и плюс многоуровневую оптимизацию памяти. Если никакой из дополнительных флагов командлета использоваться не будет, по умолчанию она:

  • анализирует и дефрагментирует HDD, фиксированные VHD
  • повторно TRIM-ирует SSD диски с поддержкой функции
  • SSD без поддержки TRIM остаются нетронутыми.

Optimize-Volume -DriveLetter буква-диска -ReTrim -Verbose

Например, для диска С командлет из PowerShell от имени администратора примет вид

Optimize-Volume -DriveLetter C -ReTrim -Verbose

Вот результаты проверки на компьютере с SSD (системный) и HDD (используемый в качестве хранилища):

Аналогичный одному из ответов для системного диска С, лежащем на SATA HDD:

на этом диске retrim в обычной форме не сработает

Что такое TRIM в твердотельных накопителях

TRIM — команда, которая дает возможность ОС предупреждать накопитель ССД о том, где хранятся неактуальные записи. Рекомендует накопителю подчистить их для повторного использования. Таким образом ТРИМ-поддержка способствует тому, что носитель меньше зависит от захламленности. Поддержка ТРИМ удержит скорость записи, перезаписи от снижения.

ТРИМ ССД необходим для нормальной скорости записи

SSD (Solid State Drive) – это устройство для накопления и хранения информации. В нем используется твердотельная флэш-память. SSD может полностью заменять HDD (жесткий диск)

Важно! Главное его достоинство – скорость доступа к данным, потому что нет необходимости переходить из ячейки в ячейку. Повышается скорость загрузки приложений, так как облегчается и ускоряется поиск нужной информации на диске

Недостатком можно считать ограничение кратности повторной записи. SSD на базе флэш-памяти допускает до 500000 повторных стираний и записей. Некоторые типы флэш-памяти имеют возможность выдерживать до 1,5 миллионов операций для каждой ячейки памяти. Немного увеличить данный параметр позволяет выравнивание износа, то есть равномерное распределение часто используемых блоков.

В самом начале использования SSD дисков ячейки flash совершенно пустые, что позволяет производить запись на тех скоростях, которые указаны в техдокументации. Со временем блоки ССД диска заполняются и, наконец, он заполнен. Чтобы дальше работать придется удалить ненужные файлы. Но это не значит, что информация будет удалена полностью. Она остается во flash памяти. Контроллер ССД будет стирать данные прямо перед следующей записью. Поэтому запись будет притормаживать.

Чтобы поддержать скорость на уровне, новые ОС стали дополнять функцией ATA TRIM. Ее задача – счищать неактуальные блоки памяти непрерывно. То есть контроллер диска получит команду от TRIM и начнет чистку независимо от выполняемой в текущий момент операции. Таким образом производительность работы компьютера на старом носителе не будет отличаться от возможностей нового диска.

Поддержка TRIM и Deallocate в Windows

TRIM — это команда ATA, которая может передаваться в режимах AHCI и IDE. В дисках NVMe команда Deallocate является эквивалентом TRIM в ATA, поэтому на практике разницы нет.

В ОС Microsoft TRIM поддерживается начиная с Windows 7. В Windows Vista и XP нужны костыли в виде стороннего ПО (читатель блога Виталий К. так и не прислал обещанную инструкцию, но поисковики никто не отменял). Deallocate поддерживается в Windows 8 и новее.

Обычно, работу TRIM проверяют . На самом деле она показывает лишь то, что TRIM включен, т.е. ОС посылает команды контроллеру. Но утилита fsutil понятия не имеет, что происходит с ними потом.

Слабое место SSD дисков

О преимуществах ССД дисков перед HDD наслышаны многие. И я уверен, что каждый из владельцев ПК был бы не прочь поменять в своей машине медленные жужжащие винчестеры на тихую и быструю память. Однако не все знают о таком малоприятном свойстве твердотельных дисков, как ощутимое подтормаживание, обнаруживаемое после многочисленных циклов стирания-записи очередной информации.

Дело в том, что в HDD этот процесс происходит «безболезненно». Получив уведомление о удалении файла, система отмечает адреса кластеров, которые он занимает. И новые данные при сохранении просто записываются поверх старых в это зарезервированное место.

К сожалению, в твердотельных накопителях все происходит совершенно по-другому. Для хранения информации в них используются MLC и TLC флеш-память (в недорогих), разбитая на «страницы» размером в 4 Кбайта. Группа из 128 страниц образует блок, объемом 512 Кбайт. При этом система управления информацией на MLC SSD имеет такие особенности:

  • Запись производится только в предварительно очищенные ячейки;
  • Данные могут сохраняться в отдельные «страницы»;
  • Удаление информации выполняется только для всего блока;

Абсурд!

Логически мыслящие читатели сразу увидят в этом абсурдность ситуации. И спросят: «Как быть, если часть «страниц» в блоке занято нужными файлами, а в остальные нужно произвести запись?». Технологический секрет состоит в использовании кэш-памяти твердотельного диска, где вышеперечисленные ограничения не действуют. Система в этом случае работает по такому алгоритму:

  • Имеется информация о блоке, в котором часть страниц не используется (там физически хранятся данные с логически удаленного файла);
  • Для записи в это место новой информации данный блок полностью копируется в кэш, после чего удаляется с флеш памяти диска;
  • В кэше ненужные страницы стираются (здесь это уже можно осуществлять);
  • Подчищенный блок записывается назад, на свое место;
  • Теперь в свободные страницы блока можно сохранить новую информацию.

Как вы понимаете, такой процесс занимает определенное время. Это выражается в заметном торможении при сохранении объемных файлов на SSD. На который уже многократно что-то записывалось и стиралось.

С целью сохранения высокой скорости записи твердотельных накопителей, разработчики предусмотрели в системе функцию Trim SSD. Что с английского означает «подрезать». Суть ее заключается в том, чтобы заранее постирать ненужную информацию с предназначенных для записи страниц флеш-памяти.

Способ очистки, такой же как и описанный выше. Но происходит он в фоновом, режиме, не создавая дополнительной нагрузи на работу процессора, диска, ОС и не влияя на запущенные приложения.

Такая возможность предусмотрена во многих современных операционных системах, работающих на ПК, серверах, смартфонах и других устройствах.

Трим не работает с виртуальными дисками, образами и с большинством RAID-массивов. Поскольку Trim является частью интерфейса ATA, то внешние накопители, подключаемые через USB, так же не поддерживают данную опцию. Исключение составляют некоторые «эсэсдэшники» работающие через Thunderbolt.

Как выполнить TRIM на разделе NTFS

Если у вас операционная система Windows 7, 8 или 10, тогда можно ничего не делать. Достаточно проверить включена для функция TRIM. Далее Windows будет автоматически отправлять команду TRIM при следующих операциях с диском:

  • Удаление файла(ов).
  • Быстрое форматирование раздела (диска) NTFS.
  • Удаление раздела NTFS.

В Windows 8 и 10 можно вручную дать команду TRIM для целого раздела (диска) NTFS. В свойствах диска, на вкладке «Сервис» нужно открыть Оптимизатор дисков. Это новое название дефрагментатора Windows.

В Оптимизаторе дисков для разделов NTFS на SSD диске будет доступна команда «Оптимизировать диск». Выполнение этой команды приводит к тому, что Windows отправляет SSD диску команду TRIM для всех свободных блоков на этом диске. То есть выполняется «тримизация» всего свободного пространства на разделе (диске) NTFS.

В Windows 7, 8 и 10 можно сделать «тримизацию» всего раздела (диска) NTFS. Для этого нужно выполнить быстрое форматирование этого раздела (диска)

Однако важно понимать, что это уничтожит все данные на разделе

В последних (2015, 2016 годы) версиях драйвера ntfs-3g (драйвер ntfs для линукс) добавлена функция TRIM. Теперь можно «тримизировать» раздел NTFS из Linux. Команда в терминале:

fstrim -v /media/ntfs/

где /media/ntfs/ примонтированный раздел NTFS.

Как работает SSD без TRIM

Представьте гипотетический SSD, состоящий из одного блока в пять страниц по 8KB. Сначала вы создали два файла: книгу Excel и документ Word размерами соответственно 8KB и 16KB. Потом вы удалили первый файл и решили сохранить на диск картинку в формате JPEG размером 24KB.

При отсутствии TRIM весь процесс выглядит так.

Давайте разберем этапы процесса, держа в уме, что контроллер записывает данные в отдельные страницы памяти, но стирать может только целые блоки.

  1. Вы создали два файла и удалили один из них. Если TRIM не работает, накопитель узнает об удалении книги Excel только в тот момент, когда ОС прикажет ему перезаписать LBA, покрывающий ставший ненужным файл.
  2. Вы сохраняете изображение в формате JPEG размером 24KB. Операционная система знает, что на диске достаточно места (8+16-8+24=40KB), но контроллеру не хватает свободной страницы. Поэтому он считывает все содержимое блока и записывает его в кэш, которым может служить внешний модуль DRAM или собственный ресурс чипа (у SandForce).
  3. Контроллер модифицирует считанные данные, избавлясь от ставшей ненужной книги Excel.
  4. К оставшемуся документу добавляется картинка в формате JPEG.
  5. Контроллер стирает наш блок флэш-памяти, после чего записывает в него изображение и документ.

Вы просто сохранили изображение объемом 24KB, но при этом в рамках цикла «чтение — изменение — запись» контроллер прочел 24KB (этап 2) и записал 40KB (этап 5).

Чтобы активность системы и программ не загоняла контроллер в угол, производители SSD выделяют на диске , скрытую от системы. Но без TRIM она может лишь отсрочить неизбежную фрагментацию памяти, что возвращает нас к описанной выше ситуации. Со временем это выливается в снижение скорости записи.

Что такое TRIM

У электронных (SSD) дисков есть отличие от магнитно-механических (HDD) которое влияет на скорость записи. В HDD дисках запись выполняется «поверх» старых данных. Блоки диска, которые ранее содержали данные, а затем эти данные были удалены, просто помечаются как свободные. И когда нужно выполнять запись,  контроллер HDD сразу записывает новые данные в эти свободные блоки.

Но при использовании флэш-памяти, блоки которые ранее содержали какую-то информацию, перед записью должны быть очищены. Это приводит к тому, что при записи в ранее использованные блоки скорость записи сильно падает, ведь контроллеру нужно их подготовить для записи (очистить).

Проблема в том, что операционные системы традиционно не работают с файловой системой таким образом, что при удалении файлов очищается содержание блоков на диске. Ведь на дисках HDD в этом не было необходимости.

Поэтому при использовании SSD дисков возникает эффект «деградации производительности». Когда диск новый и все блоки флэш-памяти чистые тогда скорость записи очень высокая, паспортная. Но после того как диск будет полностью заполнен и после этого часть файлов будет удалена, повторная запись будет происходить на более низкой скорости. Из-за того, что контроллеру диска придется очищать ранее использованные блоки флэш-памяти, перед записью туда новых данных.

Падение скорости записи в повторно используемые блоки флэш-памяти может быть очень высоким. До значений близких к скорости записи HDD дисков. При тестировании SSD дисков часто даже проводят отдельную проверку на снижение скорости записи в повторно используемые блоки.

Для борьбы с этим явлением, в новые ОС добавлена дисковая команда ATA TRIM. Драйвер файловой системы при удалении файла отправляет контроллеру SSD диска команду TRIM. По этой команде контроллер SSD диска очищает освобожденные блоки флэш-памяти, но делает это в фоновом режиме, в перерывах между операциями чтения и записи.

Иными словами, на системе, где не работает TRIM, твердотельный накопитель со временем (примерно после полного цикла записи всего объёма) станет работать гораздо медленнее. На компьютерах Mac, которые изначально поставлялись с SSD накопителем, TRIM работает прямиком «из коробки». А вот для пользователей, которые в свой Mac сами устанавливали SSD накопитель от какого-либо другого бренда, ситуация немного другая. Виду «странной» политики компании Apple, «завести» TRIM в OS X для сторонних SSD оказалось не так уж и просто. Для этого нужно было патчить системный KEXT (расширение ядра, в простонародье — драйвер), и делать это приходилось практически после каждого обновления системы.

С выходом OS X Yosemite ситуация ещё немного ухудшилась, так как в OS X 10.10 системные расширения и утилиты стали подписывать цифровой подписью, которая нарушалась при патчинге KEXT’а. Без цифровой подписи ядро операционной системы отказывалось грузить драйвер, без драйвера не запускался накопитель, система переставала грузиться. Но и для этого было найдено решение в виде специального параметра, который записывался в NVRAM и указывал ядру ОС, что неподписанные драйверы нужно всё равно загружать. В общем, был головняк. Но «Капитан» всё изменил.

Начиная с версии OS X 10.11 El Capitan для активации TRIM на всех SSD накопителях достаточно выполнить одну единственную команду, после которой TRIM будет работать штатно и всегда, без всяких патчингов и манипуляций с системой. Запускаем Терминал и выполняем команду:

Команду нужно подтвердить паролем администратора системы, после чего выдастся предупреждение, что, мол, включение этой опции может быть небезопасно и бла, бла, бла:

С уверенностью в 99,999% можно игнорировать предупреждение и нажать клавишу Y и Enter. После этого система перезагрузится. В итоге, после перезагрузки, TRIM будет активирован и для его повторной активации лезть в систему больше никогда не понадобится:

Примечания[править | править код]

  1.  (англ.). INCITS T13. INCITS. Дата обращения: 8 июля 2009.
  2. Shimpi, Anand Lal.  (англ.) 4. AnandTech.com (18 March 2009). Дата обращения: 19 июня 2010.
  3. ↑ Shimpi, Anand Lal. (2009-03-18). p. 10.
  4. Shimpi, Anand Lal. (2009-03-18). p. 11.
  5. Savill, John.  (англ.). WindowsITPro (21 April 2009). Дата обращения: 19 июня 2010.
  6. ↑ Shimpi, Anand Lal. (2009-03-18). p. 7.
  7. ↑ Shimpi, Anand Lal. (2009-03-18). p. 5.
  8. Shimpi, Anand Lal. (2009-03-18). p. 8.
  9. ↑ Shimpi, Anand Lal. (2009-03-18). p. 6.
  10.  (англ.). TechGage. TechGage (5 March 2010). Дата обращения: 16 апреля 2010.
  11. Gareth Halfacree.  (англ.). bit-tech.net (23 March 2010). Дата обращения: 2 ноября 2010.
  12.  (англ.). MSDN (9 May 2009). Дата обращения: 2010-08-12].
  13.  (англ.). Microsoft downloads. Microsoft Corporation (12 November 2008). Дата обращения: 8 июля 2009.
  14.  (англ.) (недоступная ссылка). Windows IT Pro. Дата обращения: 1 сентября 2010.
  15.  (англ.) (недоступная ссылка). Kernel Newbies. Дата обращения: 1 сентября 2010.
  16. (29 июля 2010).
  17. (29 декабря 2010).
  18. (23 сентября 2012).
  19.  (недоступная ссылка) (5 мая 2011).
  20. Daniel Eran Dilger.  (англ.). appleinsider.com (4 March 2011). Дата обращения: 7 марта 2011.
  21. . . Дата обращения: 7 января 2021.
  22.  (рус.). fullhub.ru. Дата обращения: 7 января 2021.
  23.  (англ.) (pdf). Intel Corporation. Дата обращения: 23 января 2010.
  24.  (англ.). XtremeSystems. Дата обращения: 23 января 2010.
  25. .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector